Александр Македонский, роль которого в спектакле «Таис сияющая» сыграл Андрей Соколов, обладал поистине мистической властью над миром. Это власть сделала его Александром Великим. Македонский выиграл все битвы, одержал блистательные победы в сражениях и завоевал многих. Но только не ту, что звалась Таис – богиню добра и любви – гетеру из Белого города. Эту женщину «завоевать» и покорить ему так не удалось. А вот народному артисту России Андрею Соколову сделать это оказалось совсем не сложно – представительницы прекрасно пола, сидящие в концертном зале Дворца культуры металлургов им. С. Орджоникидзе были очарованы, «завоеваны» и покорены игрой актера. Многие из них и пришли на спектакль ради встречи с брутальным артистом.
Style Эксклюзив

МУЖЧИНА НА ВСЕ СТО!


Андрей Соколов, помнится, стал первым обладателем звания «секс символа» советского кино. Причем в то время, когда и «секса» (как уверяли нас) в Советском Союзе просто не было. Нынче упоминание об этом факте применительно к народному артисту России Андрею Соколову кажется более чем не уместным. И не потому, что 45-летний актер «вышел в тираж», просто подобные эпитеты, как мне кажется, могут греть душу только «сопливым» персонажам из мира шоу-бизнеса, про которых и сказать-то больше нечего. Соколов же, во-первых, не персонаж, а личность. А, во-вторых, за последние годы к его привычной ипостаси актера добавилось так много нового – он теперь и театральный режиссер, и продюсер, и кинорежиссер – что хочется сделать акцент именно на этом. Хотя…чего уж так скрывать, внешне он по-прежнему – настоящий мужчина. На все сто процентов.
Соколов, действительно, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Окончил Московский авиационно-технологический институт, потом, с красным дипломом, театральное училище им. Щукина, затем – высшие курсы режиссеров и сценаристов. А еще…Академию нетрадиционной медицины, более того, он является бакалавром белой магии. Пишет стихи. Некоторое время назад у него даже вышел поэтический сборник.
Я снова – случайный прохожий,
Закутанный в сумерки дней…
Старею… А вы – все моложе…
Изысканней и стройней…
Минуло…Бог весть…Не догонишь…
Размыты за окнами дни…
В них каждую каплю хоронишь,
И в каждой – вокзалов огни.
Эти стихи оттуда, из поэтического сборника «Слова» Андрея Соколова. Такой вот он романтик и прагматик «в одном флаконе». Помимо всего прочего актер награжден орденом Святой Анны III степени, золотым орденом им. Плевако, а в 2007-м году он стал обладателем золотого ордена «Служение искусству» и статуэтки «Добрый Ангел».
В Интернете, на сайте с биографиями актеров советского и российского кино, написано, что в театре визитной карточкой Андрея Соколова можно считать роль Александра Македонского в спектакле «Таис сияющая», и, конечно же, спектакль «Койка», в котором актер не только играет главную роль, но и является режиссером этой постановки. Самое поразительное то, что обе эти работы магнитогорские зрители имели возможность увидеть. Спектакль «Койка» Соколов привозил в наш город несколько лет назад, а «Таис сияющую» мы лицезрели совсем недавно. С этого и начался наш разговор с Андреем Соколовым во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе, когда до начала действа оставалось полчаса.
Честно говоря, об интервью я даже и не мечтала, поскольку знала, что актера во Дворце еще нет. Настраивалась на беседу с заслуженной артисткой России Анной Тереховой, которая накладывала сложный грим – дело это долгое и тщательное, посему, думала я, сяду рядышком, и буду тихонько задавать вопросы. «Ну, пойдемте, у вас минут 15, но не больше, – обнадежили организаторы гастролей. – Он сейчас выйдет». «Кто он?» – спросила я ошарашено. «Соколов, кто же еще. Или вам кто-то другой нужен?». «О, боже мой, конечно нет», – на ходу «отрапортовала» я, даже не веря в свою журналистскую удачу.
Он появился внезапно. Такой большой, а ступал совсем неслышно. И говорил тихо, медленно, словно тщательно обдумывая слова. И шутил, с очень серьезным выражением лица.

– И было счастье мне, Андрей…
– (улыбается) По какому поводу?

– Повод есть, не скрою. Второй раз приезжаете к нам в город, и второй раз удается с вами побеседовать.
– Правда?

– Правда-правда. Вы же были в Магнитогорске несколько лет назад. Привозили к нам свой спектакль «Койка», который показывали в местном драматическом театре им. Пушкина.
– (словно прокрутив в голове пленку назад) Не помню, если честно.

– Понятно, значит, все города для вас уже не различимы?
– Наверно, времени тогда было в обрез, и сразу же, после спектакля мы уехали. А сейчас мы приехали обстоятельно, я даже по городу походил, кое-что посмотрел.

– О ваших впечатлениях спрошу позже. А пока скажу о своих. Вы были такой суровый, такой иронично-язвительный…
– Ну, а что вы хотите? Журналисты ведь наверняка беседовали со мной после спектакля, значит, я был еще на эмоциональном взводе, экшн продолжался.

– А ваша знаковая «Койка» еще жива или вы прикрыли спектакль?
– Спектакль активно играется, вот 23 февраля он будет идти в Москве на сцене Театра Луны. И по стране его «катаем».

– Очень хорошо. Тогда давайте поговорим немного о «Таис сияющей». Мнения, которые мне пришлось выслушать, весьма неоднозначные. У нас ведь как считают: если спектакль привозной, если главные роли в нем играют звезды, если количество актеров на сцене «раз, два и обчелся», значит однозначно антреприза.
– Значит так. Актеров задействовано много. Спектакль не антрепризный, а стационарный, идет на сцене московского Театра Луны. «Таис» играется почти десять лет, но по сей день пользуется огромной популярностью и является хитом театральных подмостков столицы.

– А вы там работаете как приглашенная звезда?
– Я там работаю как приглашенный актер. В Театре Луны я играю в двух проектах: в «Таис сияющей» и в спектакле «Диагноз: Эдит Пиаф». Мы сотрудничаем уже достаточно давно.

– «Таис сияющую» поставил Сергей Проханов, лучший «усатый нянь» всех времен и народов. Вы сами режиссер, поэтому наверняка у вас было собственное видение спектакля. На многие компромиссы пришлось пойти в ходе работы?
– Ну, как… Конечно, пришлось (с явной иронией). В конце концов, приходится убивать Аристотеля не по-настоящему. Это тоже своего рода компромисс. Театр вообще в этом плане складывается из компромиссов. Даже, если брать чисто техническую сторону вопроса. Например, в начале спектакля на сцене должна стоять ванна с водой, в которой плавает Таис. Так задумано. И так происходит, когда мы играем в Театре Луны. В вашем городе мы этого, к сожалению, сделать по техническим причинам не смогли. Мелочь, но все-таки…

– Андрей, я очень хорошо запомнила ваши слова, которые вы произнесли после смерти Александра Абдулова…Складывается ощущение, что над ведущими актерами театра «Ленком» словно витает какой-то злой рок. Скажите, сегодняшняя атмосфера в «Ленкоме» способствует творчеству? Насколько вам комфортно в этих стенах?
– Но поводу Саши скажу так: пусть земля ему будет пухом. Сейчас, в связи со смертью Александра Гавриловича, два спектакля, в которых он блистал, сняты с репертуара – это «Плач палача» и «Варвар и Еретик». Еще один спектакль – «Пролетая над гнездом кукушки» – в афише остался, и мы с Сашей Лазаревым играем ту роль, которая была за Абдуловым. Что касается творческой атмосферы в театре. Вы знаете, там бывали страшные ситуации…

– А как вы восприняли высказывания в адрес «Ленкома» актрисы Людмилы Поргиной – жены Николая Караченцова, которая дала достаточно резкую оценку происходящим в театре событиям. Неужели, действительно, незаменимых для театра людей – нет?
– Я не берусь обсуждать ее действия и слова, но театр – дело коллективное, а спектакль – организм сложный. И будет в «Ленкоме» Поргина, не будет там Поргиной, театр стоял, стоит и стоять будет. Это, наверно, относится к любому из актеров. Конечно, с человеческой точки зрения, незаменимые есть, а в профессиональном плане…Ушел Александр Гаврилович. Такого как он больше не будет. Но придут другие, которые будут по-своему хороши. Действительно, у театра было много потрясений, связанных со смертью дорогих для нас людей: Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Григорий Горин, главный художник театра Олег Шейнцис – все они много значили для нас, а для Марка Анатольевича Захарова их уход из жизни стал на самом деле тяжелым испытанием. Но он сумел создать такой механизм, который, несмотря ни на что, может жить. Даже, когда больно, даже, когда что-то теряется, все равно приходит новое поколение. Без этого нельзя. Все утраты остаются с нами, но жизнь будет продолжаться.

– «Ленком» для вас – это театр-дом или место работы?
– (тяжелый вздох). Ну, что значит дом? Под «домом» я понимаю совершенно другое место.

– Что бы вы предложили человеку в качестве «шпаргалки» для лучшего знакомства с вашим внутренним «я»?
– Посмотреть спектакль «Койку» и придти на мой творческий вечер.

– Вы их проводите?
– Да, и достаточно много. Этого, думаю, будет вполне достаточно.

–А как же музыка, книги…
– На моих творческих вечерах все то, о чем вы говорите – есть. Книги – это все равно лишь некий пункт. А сама по себе конкретизация наступает потом.

– Вам сейчас пишется или нет?
– Не так как прежде. Времени практически нет. Сейчас уже подходит к концу моя работа над фильмом «Артефакт». Она снята «полный метром», думаю, что в апреле картина будет готова.

– В ней Анастасия Заворотнюк играет?
– Многие играют: и Заворотнюк, и Лазарев, и Панин, и Шукшина, команда подобралась такая разношерстная, но как раз для этой картины.

Для справки:
(Как признается Андрей Соколов в одном интервью «главный мотив фильма – движение. Во времени, в пространстве. В чувствах. Постепенно герои осознают, что их путешествие проходит одновременно в двух пространствах. Реальность перетекает в миры фантазий – артефакт. Словом, сюжет «с тараканами. Мне это нравится».
Анастасия Заворотнюк так комментирует свою работу в этой картине: «Артефакт» – очень странная история. С одной стороны, это история любви, а если поменять угол зрения, все выглядит абсолютно по-другому. Сюжет привлекателен своей неоднозначностью. Надеюсь, что картина получится, и зрители ее полюбят. Я играю журналистку. Моя героиня гламурная, но и конфликтная, уставшая от стрессов, которые сама себе и создает. Я непросто отношусь к профессии моей героини, но буду ее всячески оправдывать»).


– Это ваш дебют как кинорежиссера?
– Ну, если учесть, что «Адвоката» я снимал как режиссер.

– Но «Адвокат» – это все-таки телевизионный сериал…
- Ну, в общем, да.

– И как вам понравился такой зигзаг судьбы?
- В каком смысле «зигзаг»?

– В смысле попробовать себя в роли режиссера большого кино. Или для вас нет принципиальной разницы, что снимать?
– Разница есть, но зигзагом я бы это не назвал. Это как тот прыщ, который давно зрел и, наконец, вызрел. Я ведь не просто так оканчивал высшие режиссерские курсы. Но, посмотрим, что получится в итоге. Хотя когда повсеместно снимается такое. Вы знаете, меня просто поразили те сборы, который сделал «Самый лучший фильм».

– Честно скажу, картину пока не видела.
– (с ехидцей) Да вы что??? Обязательно посмотрите. Фильм собрал более 50 миллионов в прокате. И мне как-то грустно по этому поводу.

– А «Иронию судьбы. Продолжение» посмотрели?
– Нет еще.

– Почему?
– Что-то я побаиваюсь, если честно. Представилась бы такая возможность в Магнитогорске, сходил и посмотрел. Я обычно на гастролях новые фильмы смотрю. А вам понравилось?

– Талант Хабенского и Безрукова перекрывает очень многое, вне зависимости от того, понравился фильм или нет. Причем, игра Безрукова примирила меня с…самим Безруковым.
– (смеется) Ну, и, слава Богу.

– Вы вообще следите за тем, что происходит в кинопространстве страны?
– Слежу, но по мере возможности.

– На картину Михалкова «12» ходили?
– Нет. Знаете, анекдот про чукчу?

– Их много…
– В приемную комиссию литературного института приходит чукча. Его спрашивают: «Пушкина читали?» Не читал. «Толстого читали?» Не читал. «Лермонтова читали?» Не читал. «Так что же вы пришли поступать?» А в ответ: «Чукча не читателя, чукча писателя». Так что я, прямо как из этой истории (смеется).

– До начала спектакля остается 15 минут, поэтому последний вопрос: какие впечатления остались от нашего города?
– Мы поселились…

– На Банном?
– Нет. В гостинице «Аквапарка», хорошее местечко, все наши из бассейна не вылезали. У вас тут морозы, это радует, потому что мы о них уже забыли: температура в Москве «+2», ну, что это за зима? Магнитка – очень интересный город.

– Так оставайтесь…
– Если человек говорит о том, что для него не важны награды, то это потому, что ему их не дают. Если человек, приезжает из столицы в провинцию, и говорит о том, что ему не нужна Москва, то это потому, что у него там или не сложилось, или он оказался не у дел.

– Шучу я, шучу. Приезжайте еще, хотела сказать.
– (смеется). Обязательно.

Беседовала: Наталья Романюк

 

п»ї