Интервью с ректором МГТУ Валерием Михайловичем Колокольцевым состоялось в самый разгар вступительной кампании, «сенокосной поры», как ее метко окрестили в вузе. Но разговор о конкурсе и новых специальностях предварила очень важная информация об итогах недавно завершившейся министерской комплексной проверки по лицензированию, аттестации и аккредитации университета. Комиссия дала положительное заключение, рекомендовав аттестовать МГТУ на очередной пятилетний срок. Окончательное утверждение состоится на коллегии Министерства образования и науки в октябре, однако уже сейчас можно утверждать: университет вновь подтвердил свой статус.
Style Эксклюзив

Валерий Колокольцев, ректор МГТУ: «Образование должно оперативно реагировать на рынок, только тогда оно будет процветающим».


– Валерий Михайлович, отличается ли нынешняя приемная кампания от предыдущих?
– Давно твердят о тревожном демографическом состоянии в стране, обещают резкое снижение числа абитуриентов. Мы этого пока не ощущаем. Не вижу различий – заявлений не меньше, на ряд специальностей конкурсы просто сумасшедшие. На финансы и кредит, к примеру.

– Все по-прежнему хотят стать экономистами и юристами?
– Да нет, юриспруденция уже не пользуется таким повышенным спросом, ее опережает промышленное и гражданское строительство. В последние 2-3 года подают до десяти заявлений на место. Так высшая школа и те, кто стремится учиться, реагируют на экономическую ситуацию: сейчас идет бурное развитие строительства и всех прилегающих отраслей. Стабильно высокий конкурс на специальность «Экспертиза и управление недвижимостью». И, как всегда, – на престижную техническую специальность «Обработка металлов давлением». Неплохой набор на «Металлургию черных металлов», «Электроснабжение».

– В МГТУ ежегодно открывается несколько новых специальностей. Какие на это раз?
– Учитывая рыночный спрос, мы открыли три новых специальности – это мехатроника, перевод и переводоведение, социально-культурный сервис и туризм.
Мехатроника возникла как некий симбиоз нескольких специальностей. Она может быть разной направленности – с уклоном в электронику, в привод, в механику и т д., но сущность такого специалиста в универсальности. Он обладает суммой знаний, позволяющих ему работать не только по основной специальности, но и в смежных с ней областях. Поясню. Теперешние новейшие технологии предусматривают в одной цепочке плавку, разливку, прокатку, термообработку, готовое изделие. И наш инженер не может быть узким специалистом, он должен знать весь процесс, чтобы оперативно реагировать. Поэтому в МГТУ реализуются совместные целевые программы с ОАО «ММК»: работодатель первым ощутил, что инженерам, управляющим такими технологическими процессами, недостает широты технических знаний. Мы составили дополнительные программы, и металлургам по специальности «Металлургия черных металлов» даем обработку металлов давлением, электронику и микроэлектронику, программное обеспечение, и в обратном порядке – прокатчикам. Получаются универсальные специалисты.

– Социально-культурный сервис и туризм в техническом вузе? Довольно неожиданно. С переводом и переводоведением как раз более понятно.
– А вы пройдите по турфирмам – в них нет квалифицированных кадров. Как бы они себя ни рекламировали. Задаешь элементарные вопросы – об обеспечении безопасности, страховке, или что подразумевается под дополнительным сервисом, – и получаешь неполные и неконкретные ответы, постоянно звонят в головной офис. В притоке квалифицированных кадров в эту сферу заинтересованы все, и работодатели в том числе. Так что вуз среагировал на спрос рынка.
Почему мы открыли «Перевод и переводоведение», если в МаГУ есть факультет иностранных языков? Многие предприятия, в том числе и ММК, требуют от переводчиков более глубокого знания техники. Возрос поток зарубежных командировок и иностранной технической документации. И мы сочли целесообразным дать в техническом вузе перевод и переводоведение с большим уклоном в техническую сторону. Недавно открыли специальность из экономического блока – финансы и кредит. Бюджетных мест всего шесть, а заявления подали больше 50 человек. Банкам нужны такие специалисты – к ним приходят наши выпускники с дипломами экономиста, бухгалтера, но специальных знаний в области финансов, кредита, страхового дела у них нет.
Образование должно оперативно реагировать на рынок, только тогда оно будет процветающим. Во всем мире это очень хорошая статья дохода.

– Но наше государство почему-то считает, что очень много тратит на образование…
– Это как очередной съезд партии – так подъем сельского хозяйства, и до сих пор мы его не подняли, потому что неправильно поднимали. Сейчас подобная картина наблюдается в образовании. Есть деньги – давайте куда-то вбухаем. Придумали нацпроекты, в том числе и в образовании. Идея хорошая, если проекты адресные. «Отстегнули» деньги на создание федеральных университетов, инновационных и т.д. А потом прослезились – все было брошено на неподготовленную почву. В Красноярске соединили несколько крупных вузов в один и получили сплошную головную боль. Но об этом никто не говорит, и нам, мягко говоря, не рекомендуют. Ректоры как «государевы люди» должны строго выполнять политику правительства в области образования.

– Бум в сфере высшего образования – это хорошо или плохо?
– Ну давайте поменяем конституцию и отменим право на образование. Это ограничение свобод личности. Пусть учатся, ради Бога. В моем понимании человек приходит в вуз не только чтобы получить специальность – это храм культуры, науки, это особая среда, где личность получает развитие. Пусть он не станет работать по специальности, но он все равно реализуется, найдет свою нишу.

– Став ректором, вы оставили преподавательскую деятельность?
– Нет. Это мое кредо. Читаю лекции, веду практические занятия, есть и аспиранты, и докторанты.

– Дает ли университету какие-то рычаги влияния ваше членство в Союзе ректоров российских вузов?
– Безусловно. Это представительский орган, но к нему в итоге прислушиваются. Когда только обозначились реформы в области образования, Союз ректоров очень болезненно на них отреагировал. Уже через 2-3 года в вузах ощутили недоработку реформ. До сих пор не приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты, и вот уже три года вузы работают без них. Команда разработать стандарты не имела под собой почвы. То есть реформы ради реформ, а не ради образования. Мнение работодателей вообще не спрашивали, когда затевали бакалавриат. Куда принимать бакалавров, если такая квалификация нигде не прописана? А Союз ректоров говорил об этом на заре реформ. Наконец-то нас услышали. В федеральные образовательные стандарты третьего поколения внесены существенные изменения. Вместо бакалавра по направлению, который знает обо всем понемногу, появился бакалавр по направлению, но с профилем. Скажем, бакалавр по направлению металлургия с профилем «Обработка металлов давлением». Пусть это не тот квалифицированный инженер с 5-летней подготовкой, которых мы готовим сейчас, но у него будет какая-то база знаний по своей специальности.

– О чем шла речь на последнем заседании Союза ректоров?
– Сегодня стоит вопрос о техническом образовании. Провозглашенный лет 15 назад курс на гуманизацию технического образования привел к значительному снижению статуса квалифицированного инженера. Все ринулись в экономику, юриспруденцию. Было потеряно много кадров. В последнее время ведется взвешенная политика по контрольным цифрам приема в университеты. Расширен прием на бюджетные места по ряду дефицитных технических специальностей.
Образовательные вопросы решаются и на уровне областного Союза ректоров. У него хорошее взаимодействие с местной властью, она к нему прислушивается, а в политике подготовки кадров у Союза ректоров весомое слово. Он определяет, какие специальности будут востребованы на рынке образовательных услуг. У Союза много направлений деятельности.

– Вот сейчас вы говорили по телефону о подписании документов по университетскому комплексу. В какой стадии сейчас этот процесс?
– Уже давно, в 2001-2002 году, в университете зародилась идея организовать универсальное образовательное учреждение, в котором бы реализовывались образовательные программы различного уровня. Оптимизация высшего образования – это жизненная необходимость: при существующей системе идет размазывание материальной базы, бюджета. На Западе давно есть такие комплексы. И мы начали над этим работать, но конкретные шаги начаты только с декабря прошлого года, после ректорских выборов. Главное, как я вижу, – это общий коллектив, в котором учатся все вместе – и квалифицированные рабочие кадры, и техники, и инженеры, и аспиранты, и доктора. Такой конгломерат позволит человеку саморазвиваться наиболее полно. Не говоря уже об экономии средств и материальных ресурсов. Кроме того, мы не будем работать вхолостую: вместо того чтобы отчислять неуспевающих студентов, можно дать ему среднетехническое образование или рабочую профессию.
В первую очередь мы согласовали свою задумку с основным работодателем – ОАО «ММК» и его дочерними предприятиями, получили поддержку В. Ф. Рашникова и областной власти. Москва идею тоже приняла. Федеральное агентство Министерства образования и науки направило в адрес Губернатора П.И. Сумина и Председателя законодательного Собрания области В.В. Мякуша. письмо о том, что принято решение реорганизовать МГТУ в университетский комплекс. На согласование в инстанциях всех уровней потребуется не менее года. Но мы уже близки к цели.

– Спасибо вам за беседу. Удачи!

текст: Лариса Коваленко
фото: Игорь Лагунов

 

п»ї