В ноябре Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о награждении Владимира Досаева медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
Style Эксклюзив

ИМЯ СОБСТВЕННОЕ

В драматическом театре им. А. С. Пушкина он, конечно же, является лидером. А быть лидером – дело достаточно одинокое. По крайней мере, так принято думать. Считает ли себя таковым Владимир Досаев, сказать не берусь. Зато точно знаю, как называет его «за глаза» женская половина театра. Признаюсь, звучит очень ласково. Притом, никто не усомнится, что держать дистанцию с людьми Досаев – умеет. Однако уважение он заслужил не «жесткой рукой», а умением грамотно выстраивать «политику» внутри коллектива: не снижая требовательности, он всегда сохраняет с людьми человеческие отношения.

- Однажды услышала признание известного человека: «Я знаю провинциальные российские города, где не понимают сложносочиненных предложений. Потому что там нет театра. Когда я в свое время концертировал, я мог на спор, не узнавая специально, сказать, есть в этом городе театр или нет. Это всегда видно. Видно потому, отсутствует или присутствует у людей навык восприятия речи». Владимир Александрович, как вы считаете, в этих словах нет преувеличения? В конце концов, существуют же еще и книги, качественное кино, интересные собеседники. Не слишком ли большая роль отводится театру?
– В свое время театр был единственным местом, где каждый вечер собирались люди, чтобы не только посмотреть спектакль, но и встретить друзей, коллег по работе, да и просто знакомых. Театр был местом общения. Сегодня телевидение, кинотеатры, профессиональный спорт заняли часть этой ниши. Театр сейчас перестраивается, становится более зрелищным, экспериментирует с разными формами, соединяет в себе всевозможные стили и формы искусства. И постепенно опять становится местом притяжения. Что касается провинциальности, то есть такое понятие – место для комфортного проживания. Это не только газ и канализация, но это и дороги, и парки, и места для культурного досуга. В Европе, где расстояния небольшие, жители маленьких городков могут себе позволить на вечер съездить в крупные центры на концерты, спектакли, выставки. Но определенный и, кстати, очень качественный минимум, которым они очень гордятся, имеется в каждом городе. В Швеции есть небольшой город Норчепинг, где, кроме известной баскетбольной команды, открыт современный концертный зал со своим симфоническим оркестром (в рабочий день на обычной программе там присутствует не меньше 500 зрителей); свой кукольный театр (билеты на спектакли в котором обычно проданы на пару месяцев вперед); четыре музея, в том числе огромный Музей Труда, и все это находится в отличном состоянии, как и сам город. Вы знаете, там у людей совершенно другие лица, чем в Магнитогорске. Потому что они уверены в завтрашнем дне, они довольны тем, что живут именно здесь. Вот и ответ на ваш вопрос. У нас много чего есть в городе, но в каком состоянии? Чем не программа: сделать Магнитогорск местом для комфортного проживания! Может, хватит возводить очередные «потемкинские деревни» в виде строительства пятого перехода или создания джазового оркестра? Не лучше ли привести в порядок то, что уже есть, что уже существует? Что касается театра, то у него есть своя аудитория, которая растет с каждым годом. Соответственно и растет его влияние на комфортную жизнь горожан. Два года назад в управлении культуры города родилась программа «Культура». Главная идея в том, что каждый школьник в течение учебного года минимум 3 раза посещает учреждения культуры. В итоге, при выходе из школы, он если и не становится поклонником какого-то вида искусств, то хотя бы получает минимум общей культуры. Программа идет очень тяжело, но ведь надо думать о будущем поколении, которое будет жить в этом городе.

- Изменилось ли отношение к театру после победы на «Золотой маске»?
– К сожалению, нет. Честно говоря, даже не знаю, что еще нужно сделать, чтобы изменить это отношение. Может, изучить опыт Сталина, который даже во время войны сохранял театры? Кстати, Губернатор Челябинской области Петр Иванович Сумин это понимает и, несмотря на кризис, опять выделил деньги на гранты для увеличения заработной платы областным учреждениям культуры. Наши спектакли второй год признаются лучшими в Челябинской области, а живут лучше – в областном центре. Энтузиазм – дело хорошее, но когда-то наступает и предел возможностей. У нас насыщенный сезон, и мы вправе ожидать, что и в этом году станем первыми по области. Надеюсь, что Евгений Тефтелев это оценит и примет правильное политическое решение.

- У режиссера Камы Гинкаса есть эссе под названием «Почему я люблю и ненавижу театр». Если бы вы решили написать подобный материал, как бы для себя ответили на этот вопрос?
– Люблю – потому что это вся жизнь, ненавижу – потому что это вся жизнь.

- В свое время Сергей Пускепалис, несколько лет проработавший главным режиссером драматического театра имени Пушкина поделился «наполеоновскими планами», ставшими притчей во языцех в журналистских кругах города. «И конная милиция на подступах к театру», – таковым он представлял будущее нашей Драмы. Недавно Сергей Витауто стал главным режиссером Ярославского академического театра драмы и на встрече с труппой произнес сакраментальное: «Наш театр должен быть ПЕРВЫМ на пространстве театральной России, для этого у него есть все основания». Понятно, что подобные сентенции «ласкают слух» артистам и директору театра. Но, если смотреть на ситуацию реально, то каким должно быть «программное заявление» человека, которого вы могли бы всерьез и надолго рассматривать в качестве главного режиссера нашего театра? И с каким человеком вы никогда не смогли бы сработаться?
– Каким я вижу главного режиссера? Во-первых, реалистом. Во-вторых, не успевшим зачерстветь. В-третьих – готовым на эксперимент. В-четвертых – контактным и неконфликтным, но твердым и принципиальным. Я не сработался только с Борисом Цейтлиным, потому что он начал разрушать театр изнутри. Причины ухода Валерия Ахадова и Сергея Пускепалиса лежат в другой плоскости. Но я уже не раз говорил, что я за режиссерский театр. Ищем…

- Недавно в театре прошла премьера спектакля «Зима» в постановке Антона Безъязыкова. С нового сезона он является штатным режиссером театра. Насколько я знаю, обычно подобные предложения делаются после «выполненной работы», когда вы уже увидели человека в деле и составили о нем представление как о профессионале. Почему, на сей раз, вы отошли от привычной «схемы», принятой в театральной среде?
– Антон Безъязыков не главный режиссер в театре, а необходимость именно в таком человеке как штатный режиссер в труппе есть всегда. У него хорошая пресса, мне нравится, как он начал работать. Плюс он занимается студентами театрального факультета. А это будущее театра. У нас с Антоном контракт на пять лет, может, дорастет и до главного.

- Один опытный директор театра заметил в интервью: «Актер – это самый главный человек в театре. Директор никогда не должен входить в «температуру» артиста, ведь по энергетике артисты все равно сильнее. Нужно брать другим. Нужно уметь влиять на ситуацию». Вы можете поделиться своими «правилами», сформировавшимися за время вашей работы в театре?
– Раньше я изучал всякие умные книги, где говорится об умении работать с коллективом. Из всего прочитанного осталось немного – наблюдать за процессом со стороны (не подсматривать, а наблюдать). Не принимать серьезные решения сегодня, а «переспать» с ними. Доверять, но и контролировать. Ну и конечно, в текучке находить время думать о развитии, о перспективе

- Человеческое восприятие – безумно тонкая вещь. Непредсказуемая. Услышала как-то от режиссера Клима такую историю. Перед армией он пошел с ребятами на фильм Бергмана «Земляничная поляна». Посмотрели, плюнули, и он плюнул вместе со всеми. А потом ему всю армию снился фильм и, когда он вернулся, то понял, что стал режиссером. Резюме следующее: «Так что, если люди плюнули, это еще ни о чем не говорит». Ираида Юсупова, например, признается: «Идеальная аудитория для меня – я сама». Между тем, Константин Райкин придерживается иной точки зрения: «Я называю себя мужественным оптимистом – говорит он. – И считаю, что театр – это такой вид искусства, который абсолютно невозможен без публики. Я не понимаю режиссеров, которые говорят, что им интересен процесс, а не результат. Не приемлю критиков, которые утверждают, что все, имеющее шумный успех, – дешевка. Это для меня люди почти враждебные…» Вам приходилось иметь дело с разными режиссерами, придерживающимися противоположных мнений на этот счет. Владимир Александрович, чье видение, из прозвучавших двух, кажется вам более разумным и правильным?
– Подпишусь под каждым словом Константина Райкина.

- Вы верите в «отложенный» успех? Или все-таки театральные сроки достаточно малы?
– Спектакль это молоко, которое со временем скисает. Но если спектакль удачный, если режиссер за ним следит, если артисты получают удовольствие от своей игры – он творчески растет, живет долго и имеет успех у зрителя. Но, если говорить об «отложенном» успехе, как о фестивальном, то сейчас всех интересуют только новые постановки.

- Как вы считаете, какую «ячейку» занимает драматический театр имени Пушкина? И как важнее общаться со зрителями: через шок или через внутреннюю работу самого же зрителя?
– А почему бы и не совместить? Эмоциональный шок запоминается надолго и имеет более высокое воздействие на ум и душу зрителя. Но, конечно, надо обходиться без сцен насилия и порнографии.

- «Театр начинается с вешалки». А с чего он начинается для директора Досаева?
– На фестивале «Панорама» в Минске, где мы выступали со спектаклем «Гроза», на фасаде театра организаторы повесили большую вешалку. Запоминается. В Польше увидел специальное приспособление для подъема «колясочников» в зал. Для меня главное – это зритель, но пока, к сожалению, еще есть над чем работать.

- Можно сказать, что вы знаете о театре всё?
– Думаю, что и через десять лет скажу, что не знаю о театре ничего.

- Что первостепенно для директора: быть хорошим менеджером или являться по-настоящему творческим человеком?
– Директор должен быть в первую очередь менеджером. Но с пониманием творческого процесса. Творческое начало всегда может подсказать нестандартный ход в решении проблемы.

- Говорят: «Несчастен тот, кто делает то, что должен, а не то, что желает». В этом смысле вы счастливый человек?
– К сожалению, такие периоды бывают в жизни каждого. Я не исключение. Если делаешь то, что тебе не интересно, то нужно вовремя уйти, либо жизнь тебя сломает. Мне кажется, я успел это сделать, хотя и с опозданием на пару лет.

- У актеров принято спрашивать о том, какие роли они мечтали бы сыграть, у режиссеров обычно интересуются, какие спектакли они хотели бы поставить. Мне интересно, о какой постановке, которая состоялась бы в стенах Магнитогорской Драмы, мечтаете вы?
– Мне бы хотелось иметь в репертуаре театра несколько спектаклей уровня «Грозы», который пользуется интересом в городе, имеет большой успех в других городах России и за рубежом. Поскольку только ощущение качественно выполненной работы помогает смотреть в будущее с оптимизмом

Р. S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о присвоении Владимиру Досаеву медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени». Поздравляем Владимира Александровича с этой высокой наградой. И желаем дальнейших профессиональных успехов!

текст: Наталья Романюк
фото: Игорь Пятинин

п»ї