Драматический театр им. А. С. Пушкина обрел, наконец, главного режиссера. Им стал ученик известного мэтра российской театральной режиссуры Камы Гинкаса — Максим Кальсин.



Style жизни

Мы стали жить теперь «по-новому»

У Максим Георгиевича весьма насыщенная биография: родился он в городе Торжке, что в Тверской области. Закончил исторический факультет МГУ. Служил в армии. В бурные 90-е годы был основателем и владельцем нескольких частных книжных магазинов. Работал на Радио России. Учился во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова (мастерская Карена Шахназарова), однако ВГИК не закончил, поскольку «к подвигу во имя кино готов не был». Как художник участвовал в нескольких открытых международных музейных форумах. И, наконец, в 2004-м году окончил школу-студию МХАТ им. А. П. Чехова (мастерская Камы Гинкаса). «Человек выбирает в жизни гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. Нас что-то ведет. И тут уж как судьба сложится», — говорит Кальсин.

Судьбе было угодно так, что семь лет назад именно в Магнитогорске Максим Георгиевич поставил свой дипломный спектакль «Полковник Птица». Дебют оказался успешным. Впоследствии «Полковник Птица» на областном театральном фестивале «Сцена-2005» получил приз за лучший актерский ансамбль. Спектакль был также отмечен наградой на международном театральном фестивале «Золотой Витязь». Потом Кальсин много ставил в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Омске, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Сеуле (Южная Корея) и других городах. На счету режиссера инсценировка романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил» в омском «Пятом театре», одноактная опера «Коляска» в проекте «Гоголиада» Мариинского театра, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Art» в екатеринбургском театре «Волхонка».
Вторым совместным проектом магнитогорской Драмы и режиссера стала премьера уже нынешнего сезона — масштабная, нашумевшая постановка «Ромео и Джульетта». В свое время Кальсин произнес сакраментальную фразу: «Тот кайф, который дает мне театр, несравним ни с чем, включая музыку, алкоголь и занятия любовью. По протяженности и силе эйфории я не знаю вещей, которые нравились бы мне больше. Театр — это сильнодействующий «наркотик». За прошедшие годы его любовь к театру не стала меньше. Что успешно и доказал спектакль «Ромео и Джульетта». Не случайно, после этой работы руководство предложило Максиму Георгиевичу стать главным режиссером театра. Это место было вакантным, ведь после отъезда в Москву Сергея Пускепалиса в Магнитогорской драме несколько лет не было официального творческого лидера. Главный художник театра Алексей Вотяков признался: «Я с большим уважением отношусь и к Максиму Кальсину лично, и к его творчеству, и к его режиссерскому потенциалу. Да, в театре очень много субъективного. Но я считаю, что в любом субъективном всегда существует некая прочная и верная объективность. На мой взгляд, одной из главных составляющих, почему спектакли одного режиссера мы хотим смотреть, а другого — нет, является его мировоззрение. То, как режиссер смотрит на мир, какими он видит людей и что про них думает. В этом смысле Максим Кальсин мне очень интересен. Его спектакли хочется смотреть. И уверяю вас: он интересен очень многим».
Для Максима Георгиевича — это новый опыт, прежде «у руля» театра он не стоял. Впрочем, подобная ответственность его не страшит. И причину этого он объясняет просто: «Всегда ориентируешься на театр, в котором тебе хорошо работать, куда на репетиции ты хочешь приходить. Видит бог, мне было из чего выбирать. Театр вещь достаточно «семейная», здесь все друг друга знают. В своих поездках и странствиях я искал тот театр, который бы мне подходил, который бы я и уважал, и любил. И относился к нему с нежностью. Ведь что такое любовь? Это уважение плюс нежность. Магнитогорский театр именно такой. Но хочу заметить, что я согласился на предложение стать главным режиссером именно после спектакля «Ромео и Джульетта», который мы делали полгода. Я увидел перспективы, понял, что театр не только не потерял с того времени, но многое и приобрел. Открылось второе дыхание, появилось чувство самодостаточности и хорошей уверенности в себе. А это дорогого стоит. Магнитогорск — очень непростой город для театра. Но здесь есть труппа, которая внутренне ощущает и несет себя очень высоко. И в этом нет спеси, а есть то, что называется «по заслугам и честь». Театр здесь — абсолютно героический, я вам точно говорю. Он словно на воздушном шаре опустился посреди перекрестка Ленина с Гагарина. И все к нему уже привыкли — свой же. А другие люди приезжают и удивляются: ни фига себе, да это же шар! Как это вообще возможно?» …Про планы новый главреж говорит, что ставка будет сделана на современную драматургию: «Это очень неблагодарное дело, поскольку все мы знаем, что новая драма пользуется дурной славой из-за чернухи, из-за графомании, однако я убежден, что театр и музей, при всем моем глубоком уважении к последнему, это все-таки разные вещи. И очень часто есть искус их «сращивать», менять местами и путать. Но делать этого не стоит. Современный театр просто «обречен» на новые тексты, естественно, в новых пьесах отыскивая и глубокое, и верное, и красивое, и профессиональное». Первой «ласточкой» в этом направлении стал спектакль «Север» по пьесе современного драматурга Вячеслава Дурненкова в постановке Никиты Рака, вышедший в Драме в конце марта.
Что касается новых работ непосредственно самого Максима Кальсина, то он признается: «Дело режиссера ставить хорошие спектакли. Дело главного режиссера ставить главные хорошие спектакли. Это моя задача. Я искренне надеюсь, что у меня хватит сил, возможностей и таланта осуществить в этом городе, с этим коллективом мои планы, которые, безусловно, есть».

текст: Наталья Романюк

фото: Игорь Пятинин

п»ї