С 19 по 27 апреля в Магнитогорске прошел VI Международный фестиваль «Вива опера!». На восемь дней город превратился в столицу мирового бельканто.
Style жизни

ВИВА ОПЕРА!

На сцене Магнитогорского театра оперы и балета звучали лучшие голоса российских оперных театров и звезд европейского оперного искусства: тенор Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета Дмитрий Розвизев, меццо-сопрано Пермского академического театра оперы и балета Наталья Кириллова, баритон Магнитогорского театра оперы и балета Владимир Полторак, тенор Большого театра Роман Муравицкий, солистка Пермской оперы Надежда Бабинцева, итальянский баритон Карл Мария Кантони, бывшая солистка Магнитогорского оперного театра, живущая ныне в Италии Елена Баканова, тенор миланского «Ла Скала» Жан Лука Пазолини. Был приглашен дирижер Раффаэли Масколо, лауреат международных конкурсов дирижеров в Генуе, Риме, Градате, профессор консерватории в городе Генуя, доцент кафедры оркестрового дирижирования государственного института музыки им. Боккерини (г. Лукка). Зрителям были представлены три спектакля: неподражаемый «Севильский цирюльник» блестящего Россини, страстная «Кармен» гениального Бизе и трагический «Риголетто» великого Верди. Завершился фестиваль грандиозным гала-концертом, в котором кроме солистов и оркестра Магнитогорского театра оперы и балета участвовали итальянские гости шестой «Вива оперы!».

Фестиваль родился в 2007 году. Яркое, звучное имя должно было пропагандировать и популяризировать идею классического оперного искусства,— рассказал директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. — Суть была в том, чтобы в спектакли текущего репертуара приглашать выдающихся солистов и дирижеров российской и мировой оперной сцены. Магнитогорск географически расположен вдали от гастрольных маршрутов звезд, налицо явный дефицит ярких солистов. Поднять уровень магнитогорской сцены и представить зрителям замечательных мастеров классической оперы — такой была наша главная задача. И фестиваль действительно стал визитной карточкой Магнитогорска, его знают и в стране, и за рубежом. К сожалению, сейчас это единственный серьезный фестиваль классического искусства в городе: исчезли «Другая реальность», «Театр без границ», который курировал Владимир Досаев. А «Вива опера!» стала событием, которого ждут. У фестиваля появились поклонники, началось его широкое обсуждение в СМИ, причем не рекламное, что особенно важно. Есть отклик зрителей, которые присылают нам рецензии, высказываются в Интернете. Иными словами, в городе возникают зачатки театрального сообщества, чего раньше не было. Зритель нам доверяет, знает, что мы везем действительно высококлассных певцов, знает, что получит удовольствие от спектакля. Для меня как руководителя этого проекта приятно слышать, как зал буквально стонет от восторга — это самая лучшая оценка. За шесть лет в Магнитогорске побывали лучшие голоса всех ведущих российских и итальянских театров. В этом году была закрыта последняя «брешь»: партию Хозе в опере «Кармен» исполнил солист Большого театра Роман Муравицкий.

Заслуженный артист России Роман Муравицкий родился в Сибири, учился на музыкальном факультете Иркутского педагогического института по классу баяна, в 1997-м окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Еще будучи студентом, был принят в труппу Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где пел партии Хозе, Ленского, Неморино, Гвидона, Эрнани, Рудольфа и др. В 2002 г. был приглашен в Большой театр спеть партию Голицына в премьерных спектаклях оперы «Хованщина» (режиссер Юрий Александров) и партию Калафа на премьере «Турандот» (режиссер Франческа Замбелло). Годом позже был принят в оперную труппу Большого театра. Муравицкий объездил весь мир. Он участник Мозельского фестиваля, Недели русской культуры в Канне, фестиваля Российской культуры в Болгарии, фестиваля «KlangBogen» в Вене, Савонлиннского фестиваля и фестиваля Пажайслиса (Литва).
Он пел на сцене Национальной оперы «Эстония», Большого зала Московской консерватории, Латвийской национальной оперы, Парижской национальной оперы (Опера Бастилия). Оказавшись на сцене Магнитогорского театра оперы и балета, отметил ее камерность, однако остался доволен звучанием, отметив, что сцена московского Большого театра после ремонта уже не та: Испортилась акустика. Пока уповаем на то, что не все материалы высохли… Раньше лепнина была сделана из папье-маше, теперь из пластика. Звучание стало плоским, прежде звук шел объемнее. Зрители говорят, что не везде одинаково слышно. Хотя для меня ощущения остались те же: все тот же трепет к этой сцене.

Что вас больше всего удивило в Магнитогорске?
Спектакль идет на французском языке. В Большом все поется на языке оригинала, но для провинции это нетипично. Поэтому чувствую большую ответственность перед зрителем. Надо петь так, чтобы люди помнили, о чем идет речь.

Близок ли вам Хозе, партию которого вы исполнили на Магнитогорском фестивале?
Как актер я выполняю свою задачу, находясь в рамках музыки, либретто, рассказываю историю, написанную Мериме, от себя.

Вам приходится постоянно выступать на разных сценах зарубежья и России. Какая их них кажется вам наиболее гостеприимной?
Дома. Причем в Сибири, где я родился. Родители уехали на БАМ, и я вырос на берегу Байкала.

Кто из партнеров запомнился больше всего? С кем было легко, с кем, напротив, очень сложно?
Все люди разные, и петь приходится в любом случае. Однажды у меня была очень интересная Кармен — Малгожата Валевска (меццо-сопрано, Польша. — прим. авт.), рослая, темпераментная! Здорово, когда на сцене борется такая сильная и притягательная женщина, когда чувствуешь настоящую ревность — это пик чувств! Для роли Кармен это очень важное качество.

Какую партию мечтаете спеть?
Отелло. И уже давно. Но в Большом театре это не идет. Сейчас поставили «Розен кавалер» Штрауса, потом будет «Чародейка» Чайковского, «Травиата» и «Князь Игорь» в постановке Юрия Любимова.

Как вам, кстати, работается с драматическим режиссером?
Не мне судить, но он решил отказаться от Половецкой пляски, а это самая известная сцена! Сказал, что Бородин слабый композитор, надо его подправить… И это проблема не только Любимова, потому что драматические режиссеры, заходя в театр, часто начинают что-то менять. Например, Сокуров, при всем уважении к нему, много чего сделал не так. В основном драматические режиссеры не знают, что делать с хором, с большой массой людей. Посмотрим, что будет дальше. Есть драматические режиссеры, которые трепетно относятся к опере, например, у нас замечательно ставил Тимур Чхеидзе.

Как вы относитесь к шоу-вариантам оперы на телеканалах?
Если это сделано хорошо, то почему нет? Надо же как-то привлекать молодежь в театр, на чем-то воспитывать. Я говорю сейчас не о шоу в прямом смысле, но о каких-то его элементах. Я принимаю участие в шоу «Большая опера» на телеканале «Культура». Хотя это, конечно же, псевдооперное искусство. И все же необходимо что-то делать в области искусства. Проблема в том, что сегодня в нем много людей посредственных, бизнесменов от искусства, которым важен не какой-то просветительский результат, а процесс зарабатывания денег. Соответственно, мы теряем еще и педагогов. Люди, которые должны преподавать, уезжают за границу, потому что там для них создаются другие, более качественные условия.



текст: Юлия Улиткина

фото: архив театра "Оперы и балета"

п»ї