Синяя вода, высокое небо, соленая влага на коже, белоснежный парус — абсолютная свобода и оглушительный простор. У редкого человек не дрогнет сердце при виде стройного силуэта яхты, легкими мазками вписывающейся в пространство бесконечного водного холста. Для жителей маленького города посреди уральской степи парусный спорт может показаться и вовсе запредельной экзотикой. Но только на первый взгляд.







Style жизни

ПАРУСНЫЙ СЛЕД: МАГНИТКА — МАРМАРИС — МАГНИТКА

СЕРЬЕЗНЫХ аргументов «за» немало. Река Урал, озеро Банное, Верхнеуральское водохранилище — все это полноценные водные акватории для развития парусного спорта. К тому же у Магнитогорска, где парусный спорт (можно написать яхтинг) начал развиваться в 50-х, серьезное парусное прошлое. Сегодня бытует мнение, что яхта — показатель статуса ее владельца, этакая лакмусовая бумажка на право считаться избранным, пропуск в мир роскоши и богатства. Это заблуждение. Прежде всего парус — это серьезный, невероятно тяжелый и травматичный вид спорта. Другое дело, что держится он теперь не на государственной поддержке, а на плечах энтузиастов, готовых не только отдавать любимому делу время, но и вкладывать немалые средства. В Магнитогорске это очень небольшой круг людей, которые не особенно афишируют свои достижения, хотя поводов для гордости более чем достаточно. Команда магнитогорского водного клуба «Лазурный» ежегодно участвует в нескольких международных регатах. В прошлом году магнитогорцы привезли из-за границы второе место с гонки RETAIL CUP, в нынешнем взяли реванш — завоевали первое место.
Посреди заснеженного ноябрьского Магнитогорска рассказ о яхтах, море, парусниках, регате звучит как сказка. Слово «яхтсмены» очень идет этим людям. Вспоминается всякая ерунда: морская романтика, косые скулы океана, «как строили лодки, и лодки звались «Вера», «Надежда», «Любовь». Рассказывая о том, как и почему они «заболели» парусом, каково это — выходить в море и побеждать соперников, участники любительской регаты — Геннадий Чернышков, Вадим Кожанов, Олег Савин, Дмитрий Лядов — говорят на самом деле о многом другом. О мужской дружбе, про которую как-то неловко писать «настоящая», потому что в море другой и не бывает; о большой мечте, которая сбылась и стала счастьем; о ненадуманных проблемах, которые того и гляди станут общей бедой.

ГОНКА В ЭГЕЙСКОМ МОРЕ
Капитан команды, штурман и рулевой — Геннадий Васильевич Чернышков. В обычной жизни он директор стоматологической клиники «Фирма 32». Его слово на яхте закон: никому и в голову не придет спорить с капитаном, который несет ответственность за жизнь экипажа и сохранность судна и от решений которого зависит жизнь каждого. Члены команды — увлеченный яхтсмен, член некоммерческого партнерства водный клуб «Лазурный» Олег Савин и работник ОАО «ММК» Дмитрий Лядов. В составе команды есть собственный доктор, шутят ребята: вместе с ними в море выходит врач травматолог-ортопед травматологического отделения АНО МСЧАГ и ОАО «ММК», главный внештатный специалист управления здравоохранения администрации города Борис Ошмарин. Владелец собственного бизнеса Вадим Кожанов, председатель некоммерческого партнерства «Водный клуб Лазурный», не вошел в состав этой команды — нынешней осенью «гонялся» на другой яхте со шкипером из Екатеринбурга и командой из Татарстана. Это была уже четвертая регата Кожанова после Франции, Новороссийска, «ЯВА-Трофи» в Екатеринбурге.
Кубок Мармариса — очень престижная гонка в Эгейском море, которую устраивает турецкое правительство, — говорит Вадим Кожанов. — Она собирает парусники со всей Европы и бывшего СНГ. В этом году были украинцы, белорусы, англичане, датчане, немцы, чехи, хорваты. Раньше, бывало, прилетали даже новозеландцы. Мармарис — одна из курьезных ситуаций, балансирующих на грани между комедией или трагедией. Вот одна из них.
В этом году один из новичков упустил веревку. Что делать? Надо лезть на мачту. Капитан спрашивает, кто сколько весит. Ну, мы-то не первый день на борту и понимаем, что к чему — кто сказал 140 кг, кто 130 кг. А девочка, которая тоже вышла в море впервые, говорит: а я 55! Все радостно выдохнули: о! вот ты и полезешь. Посадили ее в «беседку», предупредили: делай что хочешь, только вниз не смотри. А подниматься надо было на 18-метровую мачту. Все, что нужно было сделать — просто висеть, а наверху фал с вентилятора скинуть и вниз с собой утащить. Ну, подняли ее на лебедке. Амплитуда — метра три покачивания мачты на высоте шестиэтажного дома. Это страшно. Она посмотрела вниз — и все. Мы потом с палубы видели на мачте следы от маникюра... Другая история — о том, почему так хорошо иметь «своего» врача на яхте. Один и магнитогорских яхтсменов наступил на морского ежа. Иголки — дело коварное, очень болезненное и чреватое воспалением. Кто знает, чем бы все кончилось, если бы не Боря — Борис Ошмарин... Каждый врач берет с собой набор инструментов. Магнитогорский ортопед взял с собой все, кроме скальпеля. Что делать? Хорошо, под рукой оказался хороший острый швейцарский нож. Им-то под «местным наркозом» и выковыряли из ноги иглы ежика — провели хирургическую операцию.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ПАРУСА?
Чернышков, Кожанов, Ошмарин, Лядов, Савин — второе и, по всей видимости, последнее поколение магнитогорских яхтсменов. Беда, сетует Вадим: за нами никого!
Почему не развивается парус в Магнитогорске? Видимо, это связано с ситуацией в стране, — размышляет председатель водного клуба «Лазурь». — Спорт никому сегодня ненужен, а тем более такой дорогой и технически сложный, как парус. Потому что на 80–90% успех гонки зависит от матчасти, новые технологии здесь на первом месте. У меня есть мечта: построить яхт-клуб и проводить регаты здесь, чтобы люди ездили не в Турцию, а к нам, а Магнитогорск. Во всяком случае, площадь Верхнеуральского водохранилища, где организован наш клуб, это позволяет. Однако для реализации этой мечты необходимы две вещи. Во-первых, должна быть экономически оправдана хотя бы дорога до Магнитки. Кроме того, если пойти по пути свердловчан и создать собственный флот, необходимо не только построить лодки, но и иметь место, чтобы принимать их, нужна инфраструктура. Турки на этом научились зарабатывать хорошие деньги. Энтузиасты, объединившись в некоммерческое партнерство Водный клуб «Лазурный», теперь строят на Верхнеуральском водохранилище частный яхт-клуб. Сегодня там швартуется семь яхт, из них три большие, все они принадлежат местным любителям. Но вот парадокс: есть лодки, есть территория, есть, наконец, местные жители, целое поколение подростков 14–15 лет, которые в прежние времена грезили морской романтикой. Но сегодняшним пацанам все это не нужно.
Предлагал ребятам: давайте я вам бесплатно привезу яхту,— рассказывает Вадим Кожанов. — Ее надо подкрасить, что-то подтянуть — и берите, ходите, занимайтесь! Надо? Нет, не надо. Это поколение, которое сидит у компьютеров и ничем больше не интересуется. А ведь парусный спорт в Магнитогорске появился еще в середине 50-х. Крестным отцом стал тогдашний ректор МГМИ Николай Иванов, который привез в город металлургов свое увлечение парусом не откуда-нибудь — с Волги. Именно Николай Иванович создал в Магнитогорске один из лучших в СССР! яхт-клубов, где были представлены все олимпийские классы яхт. Еще с 50-х годов водная станция ММК гремела на весь СССР, там вырастили целую команду крупных мастеров. В городе при основном производстве (ММК, калибровочный и метизный заводы) работали три клуба, куда бесплатно мог записаться любой мальчишка. В 1972 году парус начинали поднимать на озере Банном. А знаменитая яхта международного класса «Магнитка»? Первая лодка, крупнейших любительских регат, по уровню сравнимых с чемпионатом страны. В этом году туда съехались все сильнейшие яхтсмены России: Неугодников, Мусихин, Быковский, Никифоров. Несмотря на отвратительное судейство, магнитогорцы вырвали .первое-место.Международная регата в Мармарисе — удовольствие не из дешевых. Везти на соревнования «домашние» яхты дорого, поэтому судно фрахтуется на месте. Ежегодно на регате поднимается около 170 вымпелов команд-участниц. В зависимости от параметров (вес, длина, размеры, парусность) яхты объединяют в шесть дивизионов по 20-30 лодок, причем профессионалы «гоняются» в отдельном дивизионе. Яркая деталь: магнитогорцы по примеру своих товарищей из Екатеринбурга выходят в море под марш «Прощание славянки». Рассказывают: когда среди турецких флагов начинает играть старинный марш, у «наших» мурашки бегут по коже, все хлопают, со всех сторон крики «Молодцы!» — всеобщее уважение и респект...
Соревнования продолжаются пять дней — по одной гонке в сутки. Три из них проходят внутри марины, то есть на закрытом водоеме. В течение шести-семи часов лодка проходит олимпийскую дистанцию: треугольник, петля, прямая. Следующие две гонки — оффшорные — это когда яхты на 30-70 миль уходят в море. Времени на выполнение задания уходит больше, около 12 часов. Лодка должна пройти определенный маршрут по карте, обойти контрольные точки, причем как это сделать — личное дело капитана, производная его опыта и погодных условий. Штурман должен понимать, откуда дует ветер, как ведут себя вода и паруса. Как говорит Борис Ошмарин, первый пилот самолета контролирует 16 параметров, а рулевой на хорошей гоночной яхте в момент регаты — 24 параметра. Выходит, управлять яхтой сложнее, чем самолетом! При этом никто из членов экипажа не думает о себе — все мысли только о лодке. Легкий завтрак, перекус в течение дня, вечером — ресторан. Профессионалы вообще идут на гонку без сменной сухой одежды, с малым запасом сухофруктов и сублиматов, чтобы не перегружать лодку.

ПРО КРУГОСВЕТКУ И МОРСКОГО ЕЖА
Что для вас участие в регате? — этот вопрос ставит яхтсменов в тупик. Дыра в море, куда уходят деньги — шутят они. А затем отвечают серьезно: это колоссальное удовольствие, от которого трудно, просто невозможно отказаться. Активный отдых, который не сравнить с пляжной ленью. Болезнь, от которой нельзя избавиться. Парус захватывает целиком и полностью. Поэтому и рвутся дважды в год, весной и осенью, сюда, к теплому турецкому побережью или на Верхне-Исетское водохранилище под Екатеринбургом, где проводятся чемпионаты страны.
Это надо попробовать, чтобы понять, — улыбается Вадим Кожанов. — Свобода невероятная: можно из Турции пойти в Грецию. Спрашиваете, не хотели бы мы пойти в кругосветку? В этом нет ничего невероятного: сейчас наш товарищ Виктор Алексеевич Кутищев, в прошлом коммерческий директор ОАО «ММК» на своей 14-метровой яхте «Наяда» завершает кругосветное путешествие. Они с месяц провели в районе пролива Дрейка — ждали погоду, лишь для того, чтоб хотя-бы под одним парусом обойти мыс Горн. Ходили на о.Пасхи, стояли на о.Фиджи, потом пошли в Австралию. Прошли Индийский океан, стояли в Кейптауне. Так вот он говорит, что цивилизация заканчивается на Канарах — дальше острова Зеленого мыса. Но кругосветное плаванье — это уже другая история. Например, всемирно известный Федор Конюхов не яхтсмен, а путешественник. Это божий человек, путешественник-экстремал, которому очень везет, потому что он выпутывался из таких ситуаций, где другой не выжил бы. Конечно, при современных технических средствах ты можешь чувствовать себя достаточно уверенно. Например, можно уйти в каюту, и яхта будет рулить автоматически: задал курс и пошел отдыхать. Другое дело, что даже подсознательно в лодке очень трудно спать, потому что когда ты один, то не знаешь, как за ночь поменяется ветер, где ты проснешься. Полностью расслабиться можно только когда придешь в марину и встанешь на якорь. Каждый день на море — своего рода приключение. Квинтэссенция жизни, спрессованной более густо, расписанной более ярко, ощущаемой более остро. Десятки построенная из металла Магнитки, в 1992 году на всю страну заявила о мощном потенциале города металлургов. Позже, в силу ряда причин переименованная в «Петра I», магнитогорская красавица ходила за полярный круг по Ледовитому океану. Путь этот начался более тридцати назад. Ходили в плавания вначале на шверботах, потом появились и крейсерские яхты. Для тренировок использовали заводской пруд и горное озеро Банное. Постепенно осваивали большие водные территории, реки. Где только не побывали. Яхты нередко приходилось строить самим. Забирались на Енисей и Лену. Выходили и в море Лаптевых... и преодолели долгий путь к Нью-Йорку. Яхта «Магнитка» № 999 из г.Магнитогорска добралась до Америки. В составе команды были: Белевский Леонид Сергеевич — капитан, зав.ка-федрой, Лукин Валерий Ильич — старпом, докер, Урахчин Юрий Александрович — помощник, капитана, слесарь, Иванов Алексей Николаевич, помощник капитана, ст.преподаватель, Лукин Аркадий Валерьевич — боцман, разливщик, Белевский Илья Леонидович — матрос, школьник 11-го класса, Вершинин Александр Игоревич — матрос, студент, Ошеверов Исай Израелевич — матрос, доцент, Панов Юрий Федорович — матрос, энергетик, Петренко Борис Петрович — матрос, газоэлектросварщик, Самарцев Дмитрий Алексеевич — матрос, студент, Урахчин Денис Юрьевич — матрос, студент. Сейчас Урахчин Юрий Александрович катает горожан на озере Банном на единственной оставшейся яхте.

Сегодня в Магнитогорске по большому счету нет не только парусного спорта. В прошлом остались высокие достижения парашютистов, пловцов, легкоатлетов, футболистов. Яхт-клуб никому не нужен, уверен Вадим Кожанов. Ни подросткам, которые не хотят менять привычный виртуальный мир на реальные трудности и цели. Ни районным и городским чиновникам, к которым не раз обращался председатель «Лазурного» с предложением организовать при клубе спортивную школу или секцию парусного спорта. Понимает нас только старшее поколение, те, кто сам прошел через эту любовь к воде, — говорит Вадим Кожанов. — А за нами единицы: по пальцам пересчитать можно 30-летних молодых людей, которые могли бы продолжить дело. Менее 20 из них смогут самостоятельно выйти на яхте просто на наш водоем, не то что в море. Непонятна позиция администрации: я готов предоставить территорию, есть определенная инфраструктура — пожалуйста, делайте детскую школу, завозите матчасть, ищите тренера, финансируйте — пусть дети занимаются! Особенно актуально это для Агаповской администрации: кругом деревни, подростки с низким уровнем жизни, которых можно было бы увлечь, научить трудиться, заинтересовать. Это, к конце концов, отличный повод для чиновников укрепить свою репутацию, заявив: а у нас в районе детская спортивная школа! Парусная секция была бы интересна для того же Многопрофильного лицея в Магнитогорске, которое позиционирует себя как необычное образовательное учреждение. Пожалуйста, мы дадим вам кусок берега, поможем, чем сможем, а вы организуйтесь с родителями, возьмите на себя материальную часть. Дети займутся интересным делом, станут участвовать в соревнованиях, зарабатывать славу лицею. Мне бы хотелось объединить всех людей, которые хотят заниматься парусным спортом. Просто пригласить и сказать: ребят, дверь открыта для всех, есть общественная организация, есть почти законченная марина, есть инфраструктура: кран, причал, место для парковки машин — приходите!
Может быть, мечта Вадима Кожанова сбудется и Магнитогорск станет еще одним центром развития парусного спорта. В конце концов, в этом нет ничего невозможного: если это удалось екатеринбуржцу Юрию Крюченкову, который за 20 лет сумел вывести свою регату «Ява-Трофи» на уровень чемпионата России и этапа Кубка мира, почему это не может получиться у наших ребят? Во всяком случае, Верхнеуральское водохранилище по площади и ветровым условиям вполне позволяет организовать гонки на уровне мировых требований. Как знать, может, через несколько лет магнитогорская регата войдет в официальный календарь Федерации парусного спорта России, а флаги сотни-другой участников со всех концов света взовьются у берегов не Мармариса, а Магнитки.

текст: Юлия Улиткина

фото: из архива яхтсменов

п»ї