«…Для меня тайна живописи сегодня — это то, как создается видимость. Я знаю, что это можно проиллюстрировать. Я знаю, что это можно сфотографировать. Но как сделать это, чтобы схватить тайну видимости в рамках тайны сотворения?» (Френсис Бэкон)






Style Жизни

ПЛЯЖНЫЙ РАЙ ИЛИ «ТАЙНА СОТВОРЕНИЯ» ОТ ЭДУАРДА АНИКОНОВА

ФИОЛЕНТ (в переводе с греческого название мыса переводится как «Божья страна») — это настоящая Мекка для художников, писателей и приют многих поколений творческих людей. С 2000 года жизнь Эдуарда Аниконова делится на летнюю, когда он работает в мастерской в Севастополе, и зимнюю, когда он анализирует и воплощает многочисленные эскизы, зарисовки, этюды в свои живописные композиции. «Для художника опыт пленэра и ритм жизни под иным градусом падения солнечных лучей дает одну из самых дорогих школ — школу юга, например, такую, как Полинезия Поля Гогена или Коктебель Максимилиана Волошина
...Обнаженные» могут служить тематическим преддверием к главному, на мой взгляд, корпусу работ Аниконова — назову его эскапистским… Эскапистская линия усиливается в работах Аниконова «ПЛЯЖНЫЙ ВОЛЕЙБОЛ» (2010), где уже и место игры вынесено за привычные рамки, в зону отдыха и побега (пусть временного) от цивилизации, где игра освобождает от вериг действительности, да и просто от одежд. Эти «пляжные» композиции еще откровенней разворачивают свою нарративную линию в работах 2010 года «ЖАРКИЙ РАЗГОВОР», «ЗАГАР», «КРЕМ» и уверенно соединяют крепкую живопись с актуальной тематикой. Вряд ли сторонники такого варианта эскапизма как нудизм помнят автора цитаты про «голого человека на голой земле» — иные времена, иные нравы… Тем более было любопытно перечитать у Леонида Андреева: «Голая земля, и на ней голый человек, голый, как мать родила. Ни штанов на нем, ни орденов на нем, ни карманов у него — ничего. Ты подумай: человек без карманов — ведь это что же!».
Актуальная тема современности — отказ от внешней эмблематичности в пользу «внутреннего стиля» или самости, как говорят специалисты по индийским духовным практикам, да и просто те, кто разок съездил на Гоа. Такое наивное, но сильное желание поверить в возможное единство человека и природы, немного поиграть в Золотой век, пожить без карманов — хотя бы в отпуске.
Отказ от цивилизации и ее главного маркера — мобильного телефона — стал новейшей модой, как говорит героиня последнего фильма Сергея Соловьева: «Первое, что я сделала — выбросила мобильник в океан…», и симптомом новейшего опрощения — оставить любые, далеко не толстовские, «поляны» и отправиться босиком по песку в сторону… Чего? Оказывается, в том-то и радость освобождения от социально-иерархических уз, что уйти можно просто в сторону — от всего своего прежнего — обязательного, неизбежного, повседневного. Подобное состояние и методика его достижения может называться дауншифтингом, может иначе, главное — это такое понятное стремление вернуться к своим (и только своим) мечтам и желаниям. И мне кажется, что далеким столетним эхом к игрокам и нудистам Аниконова докатывается солнечная волна из живописи практически неизвестного Дамиана Шибнева с его мальчиками, балующимися в прибое и прыгающими с лодки в сверкающее море. (Антон Успенский «Выбор Аниконова» www.anikonov.ru)

Хотя Эдуард работает в современном стиле, его подход к человеческой фигуре относится к 19-му веку и его фигуративной традиции. В его работах можно увидеть ссылки на таких знакомых художников, как Климт, Коровин, и эротизм Сомова, и даже романтизм Моисеенко… Его подход к фигуре человека коренится в уважаемой фигуративной традиции, но при совершенно радикальном повороте содержания 21-го века.
Искусство Эдуарда Аниконова основывается на его четком понимании исторического языка живописи. Для него традиция является базой для инноваций: он использует академические подготовительные практики наряду с цифровой фотографией и Photoshop, что роднит его творчество с работами мировых фигуративистов (не трогая ушедшего Люсьена Фрейда), в частности, с работами Эрика Фишла. Использование фотографии в качестве первого этапа создания картин становится очевидным. Тайна отступает, по крайней мере, в серии пляжных сцен летнего отпуска или уикенда. Тело, женское или мужское, почти всегда становится центральной темой его работ. Художник использует монитор для анализа своих картин, полностью интегрируя технологии в свой рабочий процесс; он добавляет и удаляет файлы, прежде чем будет окончательно удовлетворен своей окончательной композицией. Photoshop является мощным инструментом для художника, так как это позволяет ему жонглировать разными характерами и образами, состояниями природы и освещением, прежде чем воплотить их кистью на холсте.
Работа над композицией и композиционный процесс художника сдвигается с холста на компьютер, в то время как процесс исполнения — закон живописи — его нарратив остается в центре, что делает творчество Аниконова уникальным, а «тайну сотворения» захватывающе интригующей...


Френсис Бэкон — английский художник-экспрессионист

Эрик Фишл — современный американский художник и скульптор, представитель реалистического направления

фото картин


Эдуард Аниконов, Девочка на велосипеде, 2009 год, размер 150x140, холст/масло.
Эдуард Аниконов, Волейбол, удар «крюком», 2010 год, размер 130х160, холст/масло. Эдуард Аниконов, Крем, 2010 год, размер 75х120, холст/масло.
Эдуард Аниконов, Пляжный волейбол, 2010 год, размер 100х200, холст/масло.
Эдуард Аниконов, Жаркий разговор, 2010 год, размер 130х160, холст/масло.
Эдуард Аниконов, Загар, 2010 год, размер 100х150, холст/масло.


текст: Елена Росып Куратор Галереи современного искусства Эдуарда Аниконова (Магнитогорск)

п»ї